Ричард Тёрли и Барбара Джонс-Браун отдали около полутора десятков лет исследованиям и описанию сделанных открытий, чтобы рассказать о событиях, происходивших после «резни в Маунтин-Медоуз». Теперь, 14 лет спустя, написав 180.000 слов и пережив много ночных кошмаров, они, наконец, могут провести день памяти так, как им заблагорассудится. Участь книги, для которой они собирали материал, которую писали, перепроверяли и переписывали, наконец, уже не в их руках. Она отдана в печать. Тёрли и Браун при всем желании не смогли бы и дальше ковыряться в тексте — а как много работы в него вложено, знает только Бог.

Груз резни в Маунтин-Медоуз свалился с их плеч.

В эти выходные на прилавки книжных магазинов и сервиса Amazon официально выходит книга «Мне отмщения: резня в Маунтин-Медоуз и дальнейшие события» (Vengeance is Mine; The Mountain Meadows Massacre and its Aftermath), опубликованная уважаемым издательством Оксфордского университета. 

О самой трагедии написано достаточно много — можно вспомнить эпохальную монографию Хуаниты Брукс Mountain Meadows Massacre 1950 года, книгу Blood of the Prophets Уилла Бэгли 2004 года, и научный труд Massacre at Mountain Meadows, который Браун и Тёрли в соавторстве с Рональдом Уокером и Гленом Леонардом издали в 2008 году. Новая книга рассказывает о дальнейших событиях. Если до сих пор резня в Маунтин Медоуз еще не была самым задокументированным событием в истории западных территорий США, то сейчас эти лавры принадлежат ей по праву.

Браун и Терли хорошие писатели, но в первую очередь они историки. Они провели последние 14 лет не глазея в окно и пытаясь выйти из творческого кризиса. Они перекопали груды журналов, газетных статей, стенограмм судебных заседаний и прочих исторических документов. Стремясь к достоверности, они лично посетили практически все исторические места, упомянутые в книге. Они писали с таким жаром, словно им платили за каждое слово (это не так).

Первый вариант, который они предложили издательству, на 90.000 слов превысил лимит в 170.000 слов (в общей сложности это три романа Джона Гришэма). В конце концов им удалось сократить текст на 80.000 слов, но работа заняла несколько лет. Это было так же тяжело, как если бы их попросили отказаться от одного из родных детей.

Дуэт историков-писателей получил неограниченный доступ к архивам Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, к которой принадлежали все виновники трагедии, и вокруг которой вращались все события. И Тёрли, и Браун — Святые последних дней, но если вы подумали, что они выступают в роли апологетов, прочтите лучше книгу.

Тёрли говорит: «В начале мы не знали, чем все закончится; мы взялись за дело с намерением посмотреть, как лягут фишки, кого бы лично это ни затронуло».

Спойлер: в своей книге они снимают с Бригама Янга ответственность за резню. Собранные ими исторические факты убедительно доказывают обратное: Янг написал высшему руководителю церкви СПД в южной части Юты письма, в котором дал указание «отпустить с миром» эмигрантов, оказавшихся в осаде.

Однако общая картина тех ранних дней истории территории Юта не снимает с президента церкви СПД ответственности за то, что он поддерживал в своих последователях радикальное отношение к посторонним: «мы против них». Армия США (регулярные войска) двигалась в сторону Юты, чтобы подавить восстание, которое Святые последних дней таковым не считали. Однако стратегия борьбы с правительством, которую избрал Бригам Янг, привела к тому попытка угона скота пошла не по плану, а его эмоциональные высказывания укрепили буйных мормонов, живших на юге Юты, в убеждении, что одно преступление можно скрыть с помощью другого преступления, в результате чего более 100 переселенцев были хладнокровно убиты.

«Люди, облеченные властью, должны быть очень осторожны в выборе слов», — говорит Браун. Сегодня это необходимо не меньше, чем тогда. В любую эпоху невозможно предсказать, что могут сделать самые оголтелые и узколобые приверженцы президента, если подумают, что им дали зеленый свет.

Растревожит ли эта история читателей? Авторы надеются, что так и будет. Их она возмутила. «Это совершенно нормальная реакция на столь ужасное зверство», — говорит Браун. «Нам снились кошмары, — говорит Тёрли. — Когда ты снова и снова прокручиваешь эти события в памяти, пока не перестанешь видеть разницу между своим воображением и тем, что ты видел своими глазами, это оставляет эмоциональный след в твоем сознании».

Ричард Тёрли и Барбара Джонс-Браун

Повествование начинается с резни 1857 года и заканчивается казнью одного из участников убийства, Джона Д. Ли, в 1877 году. Оно происходит на фоне обстоятельного изложения истории территории Юты до того момента, когда ей были дарованы права штата, и в нем фигурируют такие личности, как Сэмюэл Клеменс (он же Марк Твен), Джон Уэсли Пауэлл (путешественник и географ) и Сэм Хьюстон (сенатор США, губернатор Техаса). Резня сыграла в этой истории существенную роль, причем отнюдь не положительную.

Участники резни, большинству которых удалось избежать суда, обличают себя собственными словами, взятыми из их писем и дневников. Но никто их них не признаёт себя виновным. И это возмущает больше всего: они оправдывают то, что по сути было хладнокровным убийством.

«Думаю, они были не в силах взглянуть в лицо психологической реальности содеянного, поэтому им приходилось искать какие-то объяснения, — говорит Тёрли. — И чаще всего они перекладывали вину на кого-то другого».

«Один из самых важных уроков, который люди, я надеюсь, извлекут из этой истории, заключается в том, чтобы спросить, глядя на себя в зеркало: „Как бы я поступил в аналогичной ситуации?“ В нашем поляризованном мире, где люди склонны сразу бросаться в крайности, можем ли мы честно спросить себя: „Не поступаю ли я точно так же? Не сужу ли я людях настолько неправильно, что мое раздражение может вылиться в желание причинить им какой-то вред?»

По словам Браун, то обстоятельство, что выход книги в свет совпал с днем памяти, и уместно, и утешительно. «Мы взялись за это дело во многом ради жертв, — говорит она. — Чтобы убедиться, что их история озвучена, чтобы все поняли, что в этом не было их вины, что они не заслужили того, что с ними случилось, чтобы убедиться, что их не забудут».

Проведя 14 лет на переднем крае, работая над книгой, вне общественной жизни, теперь Браун улыбается: «Огромное облегчение говорить об этом не только друг с другом, но, наконец, получить возможность поделиться книгой со всем миром».

Тёрли говорит: «Послушайте, никто из ныне живущих не несет ответственность за эту трагедию, но мы все отвечаем за то, какие уроки из нее извлечем. Сможем ли мы понять, что произошло, выразить сожаление и двинуться дальше?»

Источник:  https://www.deseret.com/utah/2023/5/27/23715863/writer-historians-mountain-meadows-massacre-rest-of-the-story